Интервью

«Дороги» к советскому фанку

Год: 2017 Источник: ИНФОСКОП

В клубе «Зал ожидания» 7 марта выступит группа «Ekiбастуз», названная так в честь родного города основателя и солиста бенда, известного актера и режиссера театра и кино, музыканта и исполнителя Александра Устюгова. О том, каким был его путь в мир музыки, он рассказал нашему театральному обозревателю Марии Кингисепп.

— Питерская публика больше знает вас по телесериалам и спектаклям «Независимого театрального проекта»: к сожалению, Российский академический молодежный театр, где вы служили до недавнего времени, редко гастролирует… А как складывалась ваша музыкальная карьера?

— В 1980-е годы, в пору моего детства и юности, если помните, еще не было компьютеров и мобильных телефонов и магнитофоны были не у всех. Зато тогда было распространено «вокалирование» под гитару во дворах и на кухнях. А в моем родном шахтерском городе Экибастузе было много комсомольцев, которые приезжали туда «героически поднимать эту степь». Они все активно пели под гитару или аккордеон. Оттуда все и пошло... Долгое время я копил на гитару, зарабатывал деньги и лет в 13—14 ее купил за 72 рубля.

— Где же мог заработать подросток?

— Везде! Лет с девяти я разносил телеграммы, потом работал в деревообрабатывающем цеху у своего отца, грузчиком на угольном разрезе, сторожем в детском саду... 

— Вы учились в музыкальной школе?

— Нет, меня туда не приняли. Когда на прослушивании просили простучать ритм и взять аккорд на пианино, я не понимал, что от меня хотят, и пианино видел впервые в жизни. Зато моя сестра с легкостью поступила и блестяще играла на скрипке. Я ей завидовал страшно. А она мне помогала настраивать гитару и даже подбирала какие-то вещи, которые я исполнял во дворе. Потом была создана первая школьная группа, где я играл на барабанах. С другой группой мы выступали на вечере героев-афганцев с песней «Кукушка»... Уже работая в РАМТе, я участвовал в коллективе под названием «Моби Дик» с Алексеем Веселкиным и Андреем Сипиным: мы играли рок-н-ролл и сделали одноименный спектакль, который входил в репертуар театра. Мы показывали развитие музыки от 1950-х до 1980-х годов, подражая звукам, костюмам, манере исполнения тех лет, и использовали элементы рок-н-ролльного шоу: выезжали на сцену на мотоциклах, взрывали петарды, выводили видео на экраны... Это была своеобразная антология звука, заинтересовавшая профессиональных музыкантов. Но несколько лет назад я уехал из Москвы, и коллектив распался.

— А когда «родилась» группа «Ekiбастуз»?

— Года полтора назад, с моим переездом на постоянное место жительства в Петербург, где «музыкальное движение» гораздо плотнее по концентрации: почти все мои друзья и коллеги на чем-то играют и где-то поют... Я снимался здесь в телесериале «Чума», и режиссер Алексей Козлов сказал: было бы неплохо, если бы появилась песня. И предложил мне же ее и спеть. Это была шутка, про которую все забыли. Но я позвонил своему товарищу, который проживает в Австралии, отправил ему сценарий, и родилась песня, где у текста и музыки в итоге целый коллектив авторов. К тому моменту, как мы ее записали и показали Козлову, фильм уже был смонтирован, но она все-таки прозвучала в паре эпизодов «из магнитофона» и в закадровом варианте. А дальше все закрутилось: появились музыканты, вторая, третья песня, и в итоге у нас записан альбом из 14 вещей, плюс множество «каверов», которые мы с удовольствием исполняем на концертах.

— Презентация альбома состоится 7 марта?

— Ну, он уже был презентован в Петербурге и Москве в январе, но по театральным меркам десять первых пока-ов считаются премьерными, поэтому мы его еще раз представим — и будем продавать — на концерте в «Зале ожидания».

— Как называется ваш дебютный альбом?

— «Дороги». Название возникло давно, поскольку это абсолютно разная по стилистике музыка, которую сложно объединить в какую-то единую концепцию. Это песни, которые писались для шести фильмов, песни, посвященные войне в Афганистане и Второй мировой войне, и песни про любовь.

— А жанр?

— Все композиции приведены к общему знаменателю в стилистике, которую мы обозначаем как «советский фанк». Здесь, опять же, адресность к 1980-м годам, которым мы поклоняемся, к советской музыке, которую мы любим и знаем, к эстрадно-джазовому оркестру, который был создан при Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна и с которым пел и записывал пластинки Владимир Высоцкий. Это для нас эталон, то, на что мы ориентируемся и равняемся. Фанк недолого просуществовал в нашей стране — до распада СССР в 1985-м, после чего все принялись играть джаз, рок, фолк и все остальное. Мы же пытаемся советский фанк возродить. На самом деле это ритмически и технически очень сложная музыка: бас играет одно, соло-гитара — другое, ритм-гитара — третье и так далее, и звук сливается в мощные аккорды, которые свойственны только музыке того периода. Этим стилем мы и определяем свой первый альбом, хотя в него входят и другие вещи — например, «русский цикл». Но в идеале мы стремимся к советскому фанку, будем его развивать и пытаться играть простую, всем понятную музыку, доводя ее до «гаряняновской» сложности.

— Планируете ли вы активную концертную деятельность?

— Думаем о больших турах «по городам и весям». Конечно, физически это будет нелегко (плотный гастрольный график подразумевает частые переезды и регулярные репетиции), но мы к этому стремимся. Пока это все-таки больше хобби, чем коммерческий проект... Кроме того, мне бы хотелось, чтобы это были не клубные площадки, где люди ходят, танцуют и выпивают, а залы, где зритель сидел бы и внимательно слушал нас, как это было в советскую эпоху, когда еще не было потеряно умение воспринимать музыку и текст, без излишней мишуры, дополнительных спецэффектов, танцевальных вставок и броских костюмов. Наша сверхзадача — привлечь внимание публики к звучанию, к повествованию, к поэзии и к высшей форме музыкально-поэтического существования на сцене — к песне, к слиянию слова и музыки, мелодии и текста.

 — Вы выступаете и в фанковом, и в джазовом составе...

— На ударных играет Павел Возлинский (человек, который работал в полусотне ленинградских коллективов: начинал с рок-групп, а сейчас он еще и звонарь в одном из монастырей), на аккордеоне — Григорий Семкин, на контрабасе и на бас-гитаре — Сергей Горбачев, на соло-гитаре — Сергей Монахов, на ритм-гитарах — Павел Завьялов, наш аранжировщик, и я. Изначально у нас был некий «парижский вариант»: аккордеон, контрабас, ударная секция и акустическая гитара, но пока мы временно вынуждены пойти на компромисс электрического звучания. Как только будет техническая возможность и мы окрепнем, то вернемся к акустике. А пока у нас появилась труба. Это была моя мечта, я даже учился играть на трубе в детстве, и в РАМТе у меня был спектакль, где мой персонаж играл на трубе. Для записи нескольких песен альбома мы пригласили потрясающего питерского трубача Алексея Пушкарева, который послушал нашу музыку и сказал: это круто. Мы уже отыграли с ним вместе концерты в Питере и в Москве и, надеюсь, продолжим сотрудничать и дальше.

 

Фото предоставлены пресс-службой группы «Экибастуз»